И валютные активы государства и Центрального банка. Специальные права заимствования (СПЗ) и резервы в МВФ, а также номинированные в валюте требования к нерезидентам ВО – это валютные обязательства перед нерезидентами сроком до года и обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса. ЧКП составляют чистые кредиты правительству, т.е. происходит эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Валютные кредиты коммерческим банкам (ВККБ) равны валовым кредитам минус остатки на счетах коммерческих банков в ЦБ. Тема взаимоотношений центрального банка и министерства финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1997 г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку. Существенным это обстоятельство является потому, что центральный банк и министерство финансов совместно заняты исполнением государственного бюджета. Проблемы возникают при дефиците госбюджета. О том, что к покрытию бюджетного дефицита путем кредитования правительства Центробанком и соответствующим возрастанием его внутренней задолженности прибегают повсеместно, свидетельствуют данные: Совокупный государственный долг и текущий бюджетный дефицит в странах ЕС в 1997 г. (в млрд. долл.) Источник: Расчеты по данным: World Economic Outlook: a Survey by the Staff of the International Monetary Fund. Wash., 1998; Annual Statistic OECD.

National Accounts Publication. P.,

января 7, 2009

National Accounts Publication. P., 1998; Вопросы экономики. 1999. №10. C.58. Избыток расходов – довольно стойкое явление в бюджетной практике многих стран. Джеймс Бьюкенен считает «узаконение» бюджетного дефицита «наихудшим наследием» Дж. Кейнса. В защиту великого англичанина следует сказать, что он писал свой труд в годы депрессии (1929–1933), когда имел место рост безработицы при падении цен, т.е. когда риск инфляции при дефицитном финансировании был минимальным. Дополнительные расходы можно практически покрыть из двух источников: взять деньги взаймы у населения (покупка правительственных ценных бумаг составляет в США около 80% активов ФРС) или просто «подпечатать» деньги, оформив эту операцию в виде кредитов Центробанка. Но «жизнь взаймы» в конечном счете может взорвать государственный бюджет. Независимый центральный банк способен в той или иной мере противиться бюджетным ассигнованиям, но довольно часто ЦБ вынужден обслуживать аппетиты властных структур. Эмиссия не обеспеченных ростом ВНП и товарного предложения денег может быть и следствием облигационных займов, спрос на которые ограничен. Получается, что операции по размещению ценных бумаг правительства есть более закамуфлированный путь увеличения М1. Непосредственную ответственность за взлеты инфляции делят между собой центральный банк и министерство финансов. В России Центральный банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае – годовой отчет. Министры финансов и экономики.

(или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно-денежной политики. Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете). В Банке России хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов; порой операции проводят Банк и Министерство финансов совместно. Рассмотрим теперь конкретные возможности воздействия центрального банка на денежную массу при помощи механизмов рынка. Деньги «дешевые» и «дорогие» При выдаче кредита банки устанавливают цену за пользование деньгами – она называется учетной ставкой. Учетные ставки коммерческих банков зависят от учетной ставки центрального банка, по которой он предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также приходится удорожать кредиты, и волна ограничений прокатывается по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный поток, но при этом угнетающе воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведет, как правило, к дополнительному притоку денег в сферу обращения. Манипулирование базисной ставкой является давним и традиционным рычагом.

Воздействия ЦБ на предложение денег. Однако зависимость здесь не всегда прямая: расширение и удешевление денежных продаж (кредитов) центральным банком отнюдь не означает, что коммерческие банки будут их незамедлительно использовать; много зависит от конъюнктуры и прогнозов. Свои коррективы могут внести изменения скорости обращения денег. Разница (маржа) между учетной ставкой центрального банка и ставками коммерческих банков – источник прибыли для последних, в нормальных условиях она не превышает нескольких долей процента. Среднесрочное кредитование коммерческих банков – так называемые пролонгированные кредиты – проводится эпизодически и служит обычно якорем спасения для финансовых структур, оказавшихся в сложном положении. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальный процент по межбанковским кредитам, предоставляемым на срок не более года, под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Учетные ставки Банка России публикуются в деловой прессе (ставки рефинансирования). Коммерческие банки внимательно следят за их изменениями, сопоставляют движение «цены денег» с общим движением цен. При всем том инвестиции не поступают в реальный сектор еще и потому, что не отработан механизм гарантий от рисков, недостаточным является правовое обеспечение собственности, залога, доверительного управления. К тому же долгосрочные инвестиции в экономику просто не способны были конкурировать с высокой прибыльностью операции на фондовом рынке 1995-1997 гг. Торговля государственными ценными бумагами Под наблюдением комитета открытого рынка службы центрального банка проводят.

Операции с ценными бумагами – покупку и продажу облигаций государственных займов и казначейских векселей. Главными контрагентами государственного банка и здесь чаще всего выступают коммерческие банки, обладающие крупным портфелем ценных бумаг, но возможны эти операции с населением непосредственно. Покупка и продажа развиваются по свободно складывающимся ценам, которые, как известно, зависят от спроса и предложения. Расширение фондовых продаж, т.е. привлечение денежной наличности в ЦБ, сокращает М1, скупка ценных бумаг – расширяет денежную массу в обращении. Такова общая логика. Но уменьшение М1, т.е. действительное ослабление инфляции, может происходить, если собранные ЦБ от продажи ценных бумаг средства не расходуются, что ведет при прочих равных условиях к удорожанию денег, росту учетных ставок. Операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На эти сделки приходится примерно 4/5 годового оборота ФРС. У нас рынок ценных бумаг лишь формируется, да к тому же процесс этот непоследователен. В странах с инфляционирующими денежными средствами проблема размещения ценных бумаг, так же как и привлечения вкладов, особенно тесно связана с уровнем реальной процентной ставки. Она может быть положительной и отрицательной, так как представляет собой разницу между номинальной процентной ставкой и индексом цен на потребительские товары (rn – р), где rn – номинальная процентная ставка, а р – ценовой индекс, т.е. прирост.

Цен*. * Реальная процентная ставка делает депозиты и ценные бумаги привлекательными в том случае, если она перекрывает индекс роста потребительских цен. Но это общее положение нельзя рассматривать вне психологического климата в стране. Растущая склонность частных лиц России к сбережению очевидна. Но доверие к коммерческим и Сберегательному банкам подорвано. На руках остаются валютные запасы, превышающие, по некоторым оценкам, 20 млрд. долл. Банк России покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, а также чеки, простые и переводные векселя, имеющие товарное происхождение, со сроком погашения не более шести месяцев. Манипулирование резервами Мы уже отмечали, что коммерческие банки должны хранить в центральном банке обязательные резервы. Манипулируя нормой резерва, центральный банк может расширять или сковывать кредитные операции коммерческих банков и тем самым воздействовать на объем денежной массы в стране. Центральный банк России, увеличивая в целом нормы резервирования, использует их для стимулирования долгосрочных инвестиций, поскольку для последних установлены минимальные ставки резервов. Нормативы обязательных резервов не превышают 20% общих обязательств коммерческого банка. Центральный банк осуществляет текущий контроль за финансовыми операциями коммерческих банков, особо выделяя при этом рискованные; проводит ревизию банковских операций. «Денежное правило» Фридмена Последователи Дж.Кейнса учат искусству регулирования прежде всего при помощи процентной ставки, поскольку именно она, изменяя цены на кредиты, может увеличить или уменьшить инвестиции.

И, стало быть, влиять на деловую активность. Но подобная практика ориентирована на кратковременный эффект. Не исключая процентного регулирования, неоклассики считают своей «главной мишенью» непосредственное воздействие на денежную массу. Согласно гипотезе о «нейтральности» денег заданный рост денежной массы определяет, при прочих равных условиях, пропорциональный рост цен. Вот как выглядят монетаристские рекомендации центральному банку: 1. Политика центрального банка должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. Поскольку дефицитное финансирование расшатывает финансовую систему, стратегическим направлением следует сделать сокращение государственного участия в распределении и потреблении национального дохода. 2. Согласно «денежному правилу» М. Фридмена, увеличение денежной массы надо проводить систематически, но постепенно и независимо от конъюнктурных колебаний. Путеводителем в процессе роста М должен стать рост ВНП. 3. Центральный банк обязан взять на себя заботу о поддержании стабильного роста денежной массы, не допускать ее сезонных и прочих колебаний. 4. Центральный банк (ФРС в США) надо лишить возможности регулирования нормы обязательных резервов коммерческих банков. Вместе с тем следует ввести 100%-ное покрытие кредитного ресурса депозитной наличностью или вкладами в Центробанк. Тем самым достигается, по мысли М. Фридмена, устойчивое обеспечение банкнот и чеков, а также сужение мультипликативных возможностей коммерческих банков в создании денег и перекрываются каналы дополнительной стихийной эмиссии денег. «Денежное правило» – своего рода обруч, стягивающий управление спросом на деньги и сдерживающий.

Использование печатного станка для покрытия государственных расходов*. * О 100%-ном резервировании кредитов ЦБ писал еще Ирвинг Фишер в начале 30-х гг. См. Приложение: X. Кореей «Идеи И. Фишера в области денежной налоговой политики». «Денежное правило» получает практическое применение в Великобритании, других европейских странах, в США переход к жесткому ограничению эмиссии составлялся лишь в конце 70-х гг. и был простимулирован внутренними трудностями и требованиями Международного валютного фонда. Практика выдвинула две проблемы при введении «денежного правила». На какой показатель денежной массы следует ориентироваться? На М1 или М2? В условиях широкого распространения кредитных субститутов (векселей, сертификатов и т.д.) они превращены в «почти-деньги», обращаются наряду с наличными и чеками. В большинстве случаев за основу контроля был взят показатель М2. Каким должен стать разрешаемый прирост денежной массы? Кроме ориентации на устойчивый прирост ВВП (например, 3% годовых в США), монетаристы предлагают учитывать долговременную легкую тенденцию к замедлению скорости обращения денег – этот фактор можно оценить для США в 1% дополнительного увеличения денежной массы в год. В итоге следует ориентироваться на 4%. Поскольку наложение обруча являлось делом непривычным, да и непопулярным, в банковскую практику стали вводить «пределы отклонений», или ежеквартальные лимиты увеличения денежной массы. В Великобритании при правительстве М. Тэтчер вилка отклонений от принятого прироста годовой денежной массы первоначально.

Составляла 9–13, затем 7–11%. Проводить жесткую антиинфляционную политику в условиях России трудно. Тем не менее Центральный банк РФ призван осуществлять этот непопулярный курс. Но вместе с подавлением инфляции на передний план выходят новые финансовые загадки Как увеличить приток сбережений в банки и разморозить «валютную куколку»? Как удешевить государственную задолженность? Денежно-кредитная политика в значительной части может быть отнесена к регулированию, основанному на позитивной теоретической базе. В то же время дискреционные политические действия часто проводятся с помощью монетарного инструментария. Сторонник дискреционной политики и автор книги «Макроэкономическая политика» уже упоминавшийся нами Р. Барро предложил монетарную модель из трех составляющих: соблюдения правил, свободы действий и престижа (Rules, Discretion and Reputation). И здесь вполне вероятны противоречия. Например, в монетарной политике существует правило, ограничивающее увеличение денежной массы приростом ВВП. Дискреционное посредничество может в поисках «благоразумной свободы действий» привести к инфляции. По мнению некоторых экспертов, механизм денежно-кредитного регулирования в нашей стране не эффективен. В немалой степени это объясняется множественностью центров принятия экономических решений (Министерство финансов, Центробанк, правительство, администрация президента), а также тем, что монетаризм «отыграл» свою роль в России. Необходимо переориентироваться на политику стимулирования экономического роста, т.е. замкнуть финансирование на реальный сектор, перекрыть каналы утечки капиталов. Экономисты-государственники предлагают отказаться от надежд на рыночную стихию. Стратегические задачи можно решать лишь.

Посредством «возвращения государства в экономику». Поистине воспоминания реконструируют прошлое, особенно если они овеяны молодостью. Модель IS-LM Практика свидетельствует о неразрывной связи и взаимозависимости фискальной и монетарной политик. Несмотря на различия в инструментарии, демаркационной линии между ними не существует. Многое зависит от продвинутости системы вмешательства, доступности тех или иных путей, национальных традиций. Теоретические модели экономического регулирования обычно соединяют наиболее распространенные рычаги взаимодействия. Нам предстоит выяснить механизм воздействия таких макроэкономических переменных, как инвестиции (I) и сбережения (S), спрос на деньги (L) и денежная масса (М), их динамику в условиях роста или понижения процентной ставки (r) и цен (Р), поведение товарного рынка и динамику ВВП. Решение не является лапидарным. Предлагаемую гипотезу IS-LM называют моделью Хикса – Хекшера. Левая часть модели представлена сочетанием I и S, стремящихся к равновесию, хотя ситуация I < s="" вполне="" возможна.="" попробуем="" изобразить="" функцию="" is="" графически,="" где="" по="" горизонтали="" располагается="" национальный="" доход,="" а="" по="" вертикали="" –="" процентная="" ставка.="" в="" условиях="" роста="" r="" кривая="" is="" будет="" иметь="" убывающий="" по="" отношению="" к="" y="" наклон.="" рост="" процентной="" ставки="" удорожает="" инвестиции,="" последнее="" снижает="" темпы="" роста="" y="" и,="" соответственно,="" выпуска="" продукции="" (см.="" рис.="" 42).="" что="" касается="" уравнения="" lm,="" которое="" связывает="" спрос="" на="" ликвидные="" средства="" и="" размер="" денежной="" массы,="" то="" здесь="" следует="" вспомнить,="" что="" при="" неизменности="">